Цвет в декоративной композиции

Поговорим о гармонии цвета

"Цвета, взаимовлияя друг на друга, обусловдасвая друг друга, превращаются в некое единство, именуемое колоритом и выражаемое гармонией", — писал И. Иттен. В предыдущей главе вы познакомились с теорией цветовой гармонии. Для многих, мы думаем, это интересно и полезно. Кстати, этот материал можно использоватъ в качестве дополнительного образования детей. А сейчас давайте рассмотрим этот материал в более популярном варианте.

Сначала давайте попробуем ответить на вопрос, что. же такое гармония и существует ли это понятие с объективной точки зрения. Для античных философов гармония означала принцип высшего, "божественного" порядка, определенный высшими силами, но, тем не менее, основанный на разуме и потому доступный пониманию человека. Согласно учению античной гармонии, в цвете необходимо было соблюдать единство цветового тона, использовать сближенные цвета, чтобы связать все в гармоническое единство. "Главными" в эпоху античности считались 4 цвета, соответствующие основным природным стихиям — воздуху, огню, земле и воде: таковыми считались белый, красный, черный и желтый.

Античная гармония требовала обязательного присутствия в композиции противоположных начал, то есть контрастов различного рода — светлого и темного, хроматического и бесцветного (например, пурпурного и белого, красного и черного) и так далее. Яркий цвет и резкие контрасты в древности считались варварством. В цвете больше ценилась смешанность, чем чистота.

Согласно принципам античной гармонии, для создания уравновешенной цветовой композиции насыщенные пятна должны были занимать по площади не более одной пятой или одной шестой ее части; в остальном требовалось использовать гораздо менее насыщенные цвета. В той же пропорции использовались и сочетания темных и светлых оттенков.

Соблюдение соразмерности и пропорций было чрезвычайно важно. Аристотель считал, что в "красивых" цветах пропорции, в которых взяты основные цвета, не случайны: "Те цвета, в которых соблюдена наиболее правильная пропорциональность, — писал ученый, — подобно звуковым гармониям, представляются наиболее приятными. Таковы темно-красный и фиолетовый... и некоторые другие того же рода, которых мало по той причине, по которой мало и музыкальных гармонических созвучий".

Однако если мы попробуем обратиться к современным серьезным трудам по цветоведению, то встретим любопытные утверждения известных ученых о том, что гармонии в цвете... не существует в природе. С их точки зрения, понятие "гармония" возникло лишь потому, что человек в своем восприятии начал гармонизировать те или иные цветовые сочетания. Так полагает, например, Гёте, утверждающий, что гармония — всего лишь свойство эстетического сознания человека, И. Иттен, подчеркивающий, что "гармонии не существует вне нашего восприятия, как не существует вне восприятия понятия цвета". Именно поэтому, считают ученые, в разные исторические эпохи у разных народов совершенно разные цветовые сочетания считались гармоничными или негармоничными; таким образом, можно говорить о том, что ощущение гармонии или дисгармонии достаточно субъективно. Например, многим людям кажется "гармоничным" цветовое сочетание цветов, близких друг к другу по оттенку.

И. Иттен рассказывает об интересном опыте, позволившем ему доказать своим ученикам субъективность гармонии цветовых сочетаний. Вот что он пишет: "В 1928 году в одной художественной школе я вел занятия по гармонии цветовых сочетаний. Для этого ученики должны были использовать любые по размерам круги и сектора. При этом я еще не давал им никаких определений цветовой гармонии. Примерно через 20 минут ученики стали сильно волноваться, я спросил их, в чем же дело, и ответ был таким: "По нашему мнению, заданные вами сочетания не гармоничны. Мы находим их противоречивыми и неприятными". "Хорошо, — сказал я, — пусть каждый из вас даст те сочетания красок, какие он находит приятными и гармоничными". Класс сразу же успокоился, и все стали стремиться мне доказать, что мои цветовые сочетания были неправильными.

Через час заполненные листы легли на пол для общего просмотра. Каждый из учеников сделал на своем листе несколько эмоциональных, близких одно к другому сочетаний. Но при этом все работы сильно отличались друг от друга. Ученики с удивлением признали, что каждый из них обладает своим собственным представлением о гармоничности цветовых сочетаний.

Следуя внезапной догадке, я взял один из листов и спросил одну из учениц: "Это ваша работа?". "Да", — сказала она. Я угадал авторов всех оставшихся листов и раздал им. Отмечу, что во время выполнения этого задания меня не было в классе, и поэтому я не мог знать, что делал каждый из учеников. Затем ученики должны были держать листы перед собой таким образом, чтобы я мог одновременно видеть их лица и написанные ими цветовые сочетания. За первоначальным недоумением возникло веселье, потому что все ученики заметили удивительное сходство между выражением их лиц и созданными ими цветовыми сочетаниями. Я закончил урок словами: "Сочетания цветов, созданные в качестве гармоничных каждым из вас, представляют собой ваше субъективное цветовое восприятие. Это — субъективные цвета".

И хотя строго научные методы неприменимы к субъективному восприятию цвета, — его развитие возможно лишь путем собственной эстетической деятельности, — можно выделить несколько общих законов, необходимых для создания гармоничных цветовых сочетаний.

Как уже было сказано, для ощущения гармонии цвета человеку необходимо получить впечатление от взаимодействия нескольких цветов, чтобы сравнить их между собой — ведь именно так, опираясь на сравнения, функционируют наши органы чувств.

Эмоционально цветовые сочетания воспринимаются в различных соотношениях. И строятся они по правилам цветовой гармонии — либо на основе контраста, либо как сочетание оттенков одного цвета.

Можно выделить три основных правила цветовой гармонии.

  1. Любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, а сочетание контрастных цветов позволяет повысить общую насыщенность окраски.
  2. При сочетании некоторых цветов уменьшается ощущение их насыщенности, причем тем больше, чем ближе цвета располагаются в даетовом круге.
  3. Контраст тем сильнее, чем больше различия в светлоте и насыщенности.

Как уже было сказано, каждый цвет характеризуется оттенком, яркостью и насыщенностью.

Для создания гармоничных цветовых сочетаний используются еще два критерия: их контрастное воздействие и количественное соотношение цветов, определяющее, насколько велика доля того или иного цвета в интерьере (например, большое количество зеленого цвета и немного желтого, или зеленый и желтый, присутствующие в одинаковых количествах). Строго говоря, количественное соотношение цветов также может быть отнесено к контрасту. Это так называемый контраст цветового распространения, в основе которого, как уже было сказано, лежит противопоставление "большого" и "малого". При использовании такого контраста эффект гармонии достигается противопоставлением цветовых пятен. На силу воздействия цветов при этом влияет яркость цветового пятна и его размер.

Между цветами существуют контрасты и другого рода. Для более подробной их классификации воспользуемся данными науки о цветоведении (информацией, представленной в книге И. Иттена "Искусство цвета").

Итак, можно выделить следующие типы цветовых кошрастов: контраст цветовых сопоставлений, контраст светлого и темного, контраст холодного и теплого, контраст дополнительных цветов, контраст цветового насыщения и симультанный контраст.

Рассмотрим все эти контрасты более подробно.

Прежде всего, что же такое контраст вообще? Обычно понятие контраста используется в агучае, если между двумя предметами (в данном случае — цветовыми характеристиками) найдены какие-либо различия. В зависимости от степени этих различий определяется и вид контраста. Например, когда различия достигают своего предела, говорят о "полярном" контрасте: большой по сравнению с маленьким, белый по сравнению с черным и так далее. С помощью контраста можно выявить и изменить цвет, сопоставляя различно окрашенные предметы: светлые предметы на темном фоне выглядят еще более светлыми, а на белом кажутся темнее; серый тон на синем фоне приобретает желтый оттенок, на красном — зеленый, на зеленом — красный.

К полярному, или диаметральном), контрасту, можно отнести первый из названных ранее — контраст цветовых сопоставлений.

Наиболее сильно выраженным контрастом обладают, как уже было сказано, черный и белый, а также три "основных" цвета: желтый, красный и синий. По мере того, как цвет меняется, а его оттенок "удаляется" от "основного", ослабляется и цветовой контраст. Например, контраст между тремя "дополнительными" цветами — оранжевым, зеленым и фиолетовым — гораздо слабее, чем между красным, желтым и синим.

Таким образом, можно получить интересный и эффектный контраст, отведя одному цвету главную роль и используя контрастные с ним цвета в небольших количествах. В этом случае они подчеркнут качества главного цвета, а выразительность всей композиции усилится. Например, на цветовом контрасте с использованием ярких, "открытых" цветов — синего, желтого, фиолетового, красного —может быть построен интерьер в стиле high-tech или поп-арт, напоминающий авангардную живопись.

В качестве примера эффектных композиций, построенных на контрасте светлого и темного, можно привести произведения восточно-азиатского искусства, — например, картины китайских или японских художников, выполненные тушью. В частности, такой контраст сегодня успешно используется в интерьерах, оформляемых в японском стиле. Из всех цветов спектра самый сильный контраст света и темноты, по Иттену, образуют желтый и насыщенный фиолетовый цвет.

Контраст холодного и теплого представляется одним из самых интересных типов контрастов.

Ранее уже было сказано несколько слов о том, что цвет может определяться как "холодный" (голубоватые и зеленоватые оттенки), так и как "теплый" (красноватые, оранжевые, желтые тона). Контраст теплых и холодных оттенков играет весьма важную роль для цветового решения интерьера.

Наиболее эффектный контраст "холода" и "тепла" представляют собой красно-оранжевый и сине-зелёный оттенки. Используя их в качестве своеобразных "полюсов", можно создать интересные цветовые решения интерьера, применяя различные промежуточные цвета. Контрастируя с более теплыми или холодными тонами, они и сами по себе будут производить впечатление соответственно более холодных или более теплых. Кроме того, используя контраст холодных и теплых оттенков, можно добиться ощущения приближенности и удаленности изображения. Например, при составлении интерьера в очень "теплой" цветовой гамме можно подобрать контраст к какому-либо цвету этой гаммы из ряда "холодных". Но следует отметить, что контрасты "холодного" и "теплого" могут возникать не только между цветами красной и синей гаммы, но и внутри этих цветовых рядов. Например, из двух "теплых" цветов — красного и коричневого — один может быть "холоднее" (как правило, коричневый), другой — "теплее" (красный). Таким образом, закономерность контрастов возникает в процессе творческого поиска, все зависит от конкретной задачи, индивидуальности художника, работающего с цветом.

Контраст дополнительных цветов основывается на использовании следующих цветовых сочетаний (так называемых "дополнительных" цветов, отсюда и название этого типа контраста): желтый и фиолетовый, желто-оранжевый и сине-фиолетовый, оранжевый и синий, красно-оранжевый и сине-зеленый, красный и зеленый, красно-фиолетовый и желто-зеленый. Именно такие цветовые сочетания выбраны потому, что в так называемом "цветовом круге" все эти цвета расположены диаметрально по отношению друг к другу. Очень выразительно характеризует такие дополнительные цвета Иттен: "Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости...".

Контраст цветового насыщения основывается на разнице между насыщенными, яркими цветами и блеклыми или затемненными. Однако следует помнить, что определение "более блеклый" или "более яркий" по отношению к какому-то конкретному оттенку весьма условно, ведь все зависит от конкретного случая: один и тот же цвет может казаться ярким рядом с блеклым тоном и блеклым — рядом с более ярким. В качестве примера максимально насыщенных можно привести цвета, получаемые путем призматического преломления белого света.

Симультанный контраст основывается на особенности человеческого глаза при восприятии какого-либо цвета "симультанно" (одновременно), порождать дополнительный к нему цвет.

Многие ученые придают важное значение этой особенности человеческого зрения. Например, Гёте в своем труде о цветах пишет: "Когда глаз созерцает цвет, ж сразу приходит в активное состояние и по своей приводе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом включает в себе весь цветовой круг. Каждый отдельной цвет, благодаря специфике восприятия, заставляет I лаз стремиться к всеобщности. И затем, для того, что-бы добиться этого, глаз, в целях самоудовлетворения, ищет рядом с каждым цветом какое-либо бесцветно-пустое пространство, на которое он мог бы продуцировать недостающий цвет. В этом проявляется основное (гравило цветовой гармонии".

Гете подчеркивает, что цвета, возникающие при последовательном или одновременном контрасте, не случайны, а как бы заложены в нашем органе зрения. Контрастный цвет возникает так же, как вдох чередуется с выдохом, так же, как следующее за сжатием расширение. И в этом проявляется всеобщий закон цельности психологичесского бытия и единства противоположностей.

Вид симультанного контраста можно проиллюстрировать примером, который приводит Иттен: "...на большой, ярко окрашенной плоскости разместить

маленький черный квадрат, затем поверх него положить листок папиросной бумаги. Если эта плоскость окрашена в красный цвет, то черный квадрат будет казаться зеленоватым, если в зеленый, то черный квадрат покажется красноватым, ка фиолетовом фоне — желтоватым, а если поместить его в желтый, то черный квадрат будет казаться фиолетово-серым". "Разница становится весьма заметной, — пишет далее тот же автор, — если эти композиции рассматривать одновременно. Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолетное впечатление".

Серая подушка на желтом диване приобретет светло-фиолетовый оттенок, та же подушка, но помещенная на оранжевый диван, покажется уже голубовато-серой, брошенная на красный — получит зеленовато-серый оттенок. На зеленом фоне серый предмет будет выглядеть красноватым, на синем — оранжево-серым с красноватым оттенком, на фиолетовом — приобретет желтовато-серый тон.

Другими словами, при восприятии цвета человек видит также и "дополнительный" цвет, даже если того в действительности нет. Эту особенность нашего зрения также необходимо учитывать, составляя цветовую композицию.

В специальных учебниках по цветоведению есть таблицы восприятия цветного рисунка на фоне, окрашенном в другой цвет. Это пример одновременного цветового контраста.

Однако контрастом ни в коем случае нельзя злоупотреблять. Опытные дизайнеры рекомендуют сочетать контрасты с нюансами, тонкими переходами похожих друг на друга и незначительно отличающихся цветов.

Кроме того, используя цветовые контрасты, следует также учитывать и особенность воздействия соседних цветов друг на друга. Художникам и дизайнерам хорошо известно, как отраженные цветовые лучи способны изменить локальный, то есть собственный, цвет предмета. Цвет какого-либо предмета возникает потому, что цветовые лучи отражаются и переходят в окружающее пространство. Поэтому если, например, обивка дивана имеет красный цвет, то на белой подушке, помещенной на этот диван, будет заметно красноватое отражение. Если же подушка будет не белой, а, например, зеленой, то отражение на ней будет уже не красноватым, а серо-черным, а если положить на красную поверхность черный предмет, на его поверхности будут заметны черно-коричневые рефлексы. Эту особенность подмечал еще Леонардо да Винчи, который писал: "Поверхность всякого затененного тела причастна цвету своего противостоящего предмета... Часто случается, что... тени кажутся зеленоватыми, а света розоватыми, хотя тело одного и того же цвета. Это случается, если свет идет к предмету с востока и освещает его светом своего сияния, а с запада находится другой предмет, освещенный тем же светом, но сам он иного цвета, чем первый предмет. Поэтому он отбрасывает свои отраженные лучи обратно на восток и освещает своими лучами обращенную к нему сторону первого предмета".

Одновременно с использованием цветовых контрастов и нюансов необходимо учитывать и законы построения композиции, и в первую очередь основной — "закон целого". Это значит, что все элементы любой композиции (в данном случае — интерьера), и главные, и второстепенные, должны быть связаны в единое целое, подобно гармоничному одновременному звучанию нескольких различных инструментов и голоса певца. Если все цвета, используемые в интерьере, не будут подчинены закону целого, то общее впечатление будет разрушено. Обладает ли целостностью композиция данного интерьера, можно понять, попробовав мысленно лишить его какого-либо элемента. В грамотно созданной композиции невозможно отделить какую-либо часть без ущерба для целого.

Можно определить еще один важный закон композиции — "закон главного в целом". В любом интерьере главный акцент (предмет или цветовое пятно) может быть только один. Вокруг него объединяются другие части композиции. Если же на главную "роль" станут претендовать несколько элементов, возникнет конфликт и композиция расстроится.

К главному элементу или цветовому пятну к композиции зрительно "привязываются" все остальные составляющие, каждая из которых имеет свое значение. Главное в композиции помогает зрителю сопоставить и оценить связи и взаимодействия ее частей.

Выделить главное: например, акцентировать какое-то цветовое пятно в интерьере, можно с помощью ряда приемов. Часто для этого используют освещение, с выделением главного элемента на фоне вспомогательных, или пропорциональные соотношения, когда внимание к главному яркому пятну привлекается благодаря соотношению его размера с количеством дополнительных оттенков. Очень часто для того, чтобы сделать на чем-то акцент, предмет располагают на определенной невидимой линии, по которой должен скользить взгляд зрителя, — это может быть диагональ, линия направленного движения и так далее.

Кроме того, для составления удачной цветовой композиции очень важно соблюдать так называемый цветовой "ритм", выражающий характер повторения или чередования частей целого, в данном случае — цвета и его оттенков. Ритм — это выразительный художественный прием, позволяющий придать интерьеру эмоциональность, обозначить четкий порядок или, наоборот, скрасить монотонность.

Если в качестве ведущего цветового ритма выбран, скажем, синий цвет, то он должен стать цветовым акцентом интерьера и, начавшись в прихожей, ритмически повторяться в элементах обстановки: цвете ковра гостиной, абажуре, диванной подушке... Причем идеально выдержать ритм можно только в том случае, если оттенок цветового акцента будет выдержан в этих деталях абсолютно точно. При этом фактура поверхности вещей может быть различной.

Для любой композиции важно соблюдать также закон пропорций, определяющий отношение частей целого по величине друг к другу и к целому, и закон симметрии, обуславливающий расположение частей композиции. Понятие симметрии выражается одинаковостью правой и левой части предмета (в данном случае — цветового пятна) относительно оси симметрии. В основе интерьерной композиции может быть заножено как симметричное, так и асимметричное размещение цветовых пятен, однако симметрия не всегда производит выигрышное впечатление. Не случайно в живой природе нет абсолютно точного соответствия правилам симметрии — даже правая и левая половины одного и того же лица неодинаковы.



См.также:
Предыдущая статьяЦветовая система м. матюшина
Закономерность изменяемости цветовых сочетаний Если цветовые системы Оствальда и его последователей основаны на систематизации цветов, математически вычисленных на цветовом круге, сочетания цветов получались механическим путем, то точкой отсчета в художественной науке о цвете Матюшина является закон контраста взаимодополнительных цветов, основанный на наблюдении...


Следующая статьяВоздействие цвета на человека
"Цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства и возбуждать мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют" — читаем у Гёте в "Учении о цвете". Выбирая для оформления жилища те или иные цвета, рекомендуется учитывать их свойства...


© 2008 ColorHome.RU - цвет в интерьере. Все о выборе цвета, что означают цвета, как цвет влияет на настроение.