Цвет в декоративной композиции Цветовая система м. матюшина
|
Цветовая система м. матюшинаЗакономерность изменяемости цветовых сочетаний Если цветовые системы Оствальда и его последователей основаны на систематизации цветов, математически вычисленных на цветовом круге, сочетания цветов получались механическим путем, то точкой отсчета в художественной науке о цвете Матюшина является закон контраста взаимодополнительных цветов, основанный на наблюдении. За счет явления последовательного контраста взаи-модополнительных цветов зрение стремится к равновесию и состоянию полной цветовой компенсации. Созданные Матюшиным трехцветные гармонии — модели дифференцированных красочных построений — основаны на осмыслении цветовых эффектов последовательного и одновременного контрастов. 1. Суть методики В основе цветовой системы лежит модель круга из восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, желто-зеленого, зеленого, голубого, синего, фиолетового (количество оттенков зеленого увеличено) (рис. 50). Введение методики Матюшина дало возможность наблюдения эффектов цветовых контрастов не только в условиях точечного, но и, прежде всего, расширенного видения за счет сдвига глаза с цветовой модели на нейтральное поле среды. Трехцветные сочетания таблиц скомпонованы как соотношения:
Вокруг действующего цвета в нейтральной среде обязательно появляются цвета, которые компонуются с ним как цвет среды и как цвет средний, сцепляющий. Цвет для Матюшина явление сложное, подвижное, зависимое от соседних цветов, силы освещения, масштабов цветовых полей, то есть от цветосветопространственной среды, в которой он находится и которая определяет условия и особенности его восприятия. 2. Изменчивость цветовых аккордов Матюшин установил закономерности в изменчивости создавшихся цветовых аккордов: 1-й этап: нейтральное поле, на котором находится цветовое пятно, окрашивается во взаимодополнительный, не резко выраженный цвет; 2-й этап: наблюдаемый цвет окружается резким ясным ободком взаимодополнительного цвета, и таким образом появляется третий цвет; 3-й этап: вновь наступает изменение — потухание самого цвета под влиянием наложения на него взаимодополнительного цветового рефлекса — ив среде происходят новые изменения. Если к основному цвету добавить другой цвет среды, то все сочетание изменится в целом. Например, неяркий зеленый цвет среды по отношению к фиолетовому выглядит светло и ярко, но если вместо него взять близкий к фиолетовому сиреневый, то он погаснет, посереет, так как на него неизбежно наложится тот зеленый, который был раньше (закон последовательного контраста). Но яркость и чистоту можно восстановить через сцепляющий цвет, в данном случае это взаимодополнительный фиолетовому желтый.
См.также:
Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)
При построении цветовых гармоний необходимо помнить, что каждый конкретный цвет на изобразительной плоскости всегда вступает во взаимодействие с окружающими его цветами и оказывает на них определенное влияние; и в то же время каждый цвет самостоятелен сам по себе и имеет свой тип движения на плоскости. Здесь необходимо обратиться к монографии В... Поговорим о гармонии цвета "Цвета, взаимовлияя друг на друга, обусловдасвая друг друга, превращаются в некое единство, именуемое колоритом и выражаемое гармонией", — писал И. Иттен. В предыдущей главе вы познакомились с теорией цветовой гармонии. Для многих, мы думаем, это интересно и полезно. Кстати, этот материал можно использоватъ в качестве дополнительного образования детей... |