Цвет в декоративной композиции

301 Moved Permanently

Moved Permanently

The document has moved here.

Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

При построении цветовых гармоний необходимо помнить, что каждый конкретный цвет на изобразительной плоскости всегда вступает во взаимодействие с окружающими его цветами и оказывает на них определенное влияние; и в то же время каждый цвет самостоятелен сам по себе и имеет свой тип движения на плоскости. Здесь необходимо обратиться к монографии В. Кандинского "Язык красок", где автор исследует движение и равновесие цветов на примере четырех пар цветовых контрастов.

Кандинский считает, что в жизни цветов существует два типа контрастов: холод или тепло цвета определяет его склонность к светлому или темному.

Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.34

Рассмотрим первую пару цветовых контрастов (рис. 34).

  1. Желтый и синий (два основных цвета в системе Цветов).

Теплота и холод краски — это ее склонность к желтому или синему. Движение цветов происходит в горизонтальном направлении; при теплой краске — к зрителю, при холодной — удаление от него.

Движение теплого и холодного усиливается, если добавить контраст светлого и темного (рис. 35). Движение желтого возрастет с осветлением, синего — с затемнением. Желтый цвет настолько тяготеет к светлому, что вообще не может быть очень темным, синий же, наоборот, может получить такую глубину, что будет граничить с черным. Это первый тип движения теплого и Плодного, но существует еще и движение второго ряда.

Рассмотрим два круга одинаковой величины: синий и желтый.

Желтый круг, излучающий, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку — Эксцентрическое движение (от центра). Синий круг Получает концентрическое движение, как бы заползает внутрь и удаляется от человека. Если к желтому добавить синий, сделав его более холодным, появляется зеленоватый опенок, и оба движения — горизонтальное и эксцентрическое — сразу замедляются, синий как бы тормозит движение желтого, а при дальнейшем добавлении его эти противоположные движения уничтожаются и возникает полная недвижимость — зеленый цвет (рис. 36).

То же происходит и с белым, если в него добавить верный — возникает серый цвет —по тону близко стоящий к зеленому, но в зеленом есть возможность жизни, которой нет в сером, так как он состоит из красок, не имеющих активной движущей силы.

  1. Говоря о цветовых контрастах, необходимо рассмотреть еще один их вид — контраст светлого и темного.
Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.35

Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.36

Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.37

Белый действует на зрителя как "великое безмолвие", но полное возможностей. Черный цвет звучит как нечто лишенное возможностей, внешне — беззвучная краска, на фоне которой всякая другая, даже малозвучная, становится сильнее, активнее, чем она есть на самом деле. На фоне же белого другие краски утрачивают чистоту звучания. Равновесие между контрастными белым и черным достигается механическим смешением, когда образуется серый цвет, беззвучный, неподвижный, но полный возможностей. Подобный серый возникает и при смешении красного и зеленого — пассивности и деятельности (рис. 37).

  1. Контраст красного и зеленого

Красный — цвет внутреннего кипения, для него характерно движение внутри себя, он не стремится ни наружу, ни внутрь себя самого, ни к зрителю, ни от него. Идеальный красный может подвергаться большим изменениям, так как это живая беспокойная краска, создающая впечатление целеустремленной мощи. Средний теплый красный имеет сходство со среднетемным, ощущение силы, энергии, устремленности, радости. Зеленый — духовно погашенный цвет, эксцентрическое и концентрическое движение в нем отсутствует. По теории Кандинского, абсолютный зеленый — наиболее спокойный, никуда не движется, "не имеет призвуков печали, ничего не требует и никуда не зовет". Он считал, что пассивность — свойство зеленого, это основная летняя краска, когда природа преодолела весну — время бури и натиска — и погрузилась в самодовольный покой. Если рассматривать зеленый, как производный от смешения синего и желтого, то обе пары движений — эксцентрическое и концентрическое взаимно уничтожаются, развивается индивидуальное равенство и покой. Однако при малейшем перевесе того или иного производящего цвета зеленый получает привкус остроты и теряет свою пассивность (рис. 38).

При переходе же в светлое и темное зеленый сохраняет первоначальный характер равнодушия и покоя.

  1. Контраст оранжевого и фиолетового цветов, которые возникли из первого контраста, оранжевый — из активного элемента желтого в красном.
Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.38-39

Фиолетовый — из пассивного элемента синего в красном. Оранжевый — теплый красный, усиленный желтым, внутреннее движение красного начинает становиться движением излучения, излияния в окружающее, т. е. при внутреннем кипении есть элемент активности. В фиолетовом — пламенеющий красный гасится холодом синего и рождается придавленное звучание — молчание. Если оранжевый появляется путем приближения красного к человеку, то фиолетовый, имеющий склонность удаляться от человека, возникает в результате вытеснения красного синим. Но красный, лежащий в основе фиолетового, должен быть холодным. Итак, фиолетовый — это охлажденный красный цвет. Оранжевый и фиолетовый, возникающие смешением красного с желтым и синего с красным, являются цветами малоустойчивого равновесия; при смешении красок наблюдается их склонность утрачивать равновесие, так как невозможно провести резкую границу между фиолетовым и лиловым, между оранжевым и палевым. Оба эти цвета, составляющие пятый контраст, находятся по отношению друг к другу в таком же положении, как цвета третьего контраста (красный и зеленый), то есть являются дополнительными (рис. 39).

Анализ восприятия изображения согласно цветовому раскладу

1-й вариант

Дальний желтый план навязчиво выходит вперед в силу активности желтого цвета и тянет за собой зеленый пассивный цвет. Красный треугольник на втором плане воспринимается именно так, как он изображен. Нижняя плоскость зрительно удаляется и вступает в активный конфликт из-за полярности двух цветов, желтого и синего (рис. 40, а).

2-й вариант

Желтый квадрат на переднем плане активен, так же как и круг, который тянет за собой красный задник дальнего плана, а тот, в свою очередь, активно выходит вперед, подчиняясь кругу. Синий треугольник на втором плане удаляется, зеленая нижняя плоскость находится в ШССИВРЮМ состоянии, благодаря нейтральности зеленого цвета (рис. 40, б).

3-й вариант

Желтая нижняя плоскость активно выходит вперед, "перебивая" передние планы. Красный квадрат воспринимается вторым планом и подтягивает за собой красный круг на дальнем плане, так как контрастный ему синий задник как бы отталкивает его. Второй — зеленый план — нейтрален (рис. 40, в).

4-й вариант

Желтый треугольник со второго плана активно выходит вперед.

Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.40

Эту ситуацию усугубляет синий квадрат, так как он старается удалиться от зрителя и приблизиться к синему кругу на заднике, который из-за зеленого цвета играет пассивную роль в композиции. Красная нижняя плоскость движется вслед за треугольником (рис. 40, г).

Распределение цветов, поддерживающее плановость изображения

Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.41

Во всех четырех случаях цвет используется для поддержания плоскостного изображения. Пятна распределяются таким образом, чтобы изображение считывалось в пределах среднего плана. Нет глубинных ходов цвето-воздушной перспективы, все пространство как бы сжимается между контрастами переднего и заднего планов (рис. 41).

Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.42

Пространственные свойства цвета, основанные на теплохолодности

Синий цвет вызывает при одинаковых условиях ощущение большей удаленности, нежели красный. Если на одинаковом расстоянии от наблюдателя поместить рядом 2 квадрата, один из которых окрашен в синий, а другой в красный цвет, то первый из них будет восприниматься как расположенный дальше, а второй — ближе, это и служит основой для разделения цветов на "выступающие" и "отступающие". Традиционная точка зрения на этот психологический феномен объясняется также ассоциативным путем, с учетом того, что дальние предметы всегда как бы окутаны синевой. Пространственные свойства цвета были замечены уже художниками эпохи Возрождения, которые, как правило, передний план изображали в тепло-коричневых тонах, средний — в нейтрально-зеленых и далее в голубых (рис. 42).

Нормативная теория гармонических сочетаний цветовых тонов (модель треугольника)

У исследователей В. М. Шугаева и В. Н. Козлова в основе цветовых сочетаний лежит круг, включающий

четыре главных цвета. А все описанные теории цветовых сочетаний базируются на геометрической модели крута с различным количеством интервалов между основными цветами. В результате новейших исследований систематика цветов изменилась и нашла более точное выражение в треугольнике, в вершинах

которого расположены основные цвета: желтый, красный, синий.

Рассматривается нормативная теория прииспользовании геометрического образа множества цветов в виде треугольника, в основе которого лежат первичные цвета, смешивая их, можно получить вторичные — ранжевый, зеленый,фиолетовый. Смешивание вторичных можно продолжить и тогда возникнут промежуточные цвета. В результате изменения геометрической модели системы цветов,

Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.43

изменяются и цвета, составляющие цветовые гармонии, происходит некоторый сдвиг в их размещении, идет увеличение групп оттенков зеленого и уменьшение групп оттенков синего (рис. 43).

Группу однотоновых цветовых сочетаний мы рассматривать не будем в силу простоты и ясности данной гармонии.

Группы гармонических сочетаний родственных цветов

Эту гармонию можно получить, сочетая цвета, расположенные по сторонам треугольника и находящиеся в интервале между основными и промежуточными цветами, они подразделяются на 6 групп (рис. 44):

Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.44

  • желто-оранжевые;
  • красно-оранжевые;
  • красно-фиолетовые;
  • сине-фиолетовые;
  • сине-зеленые;
  • желто-зеленые.

Группы гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов

Группы гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов можно получить, сочетая цвета, расположенные в половине треугольника, разделенного биссектрисой, так как в конце биссектрисы лежит цвет, промежуточный по модели треугольника и взаимодополнительный к основному, находящемуся в вершине треугольника (рис. 45).

  • желтый — фиолетовый, красный, оранжевый и промежуточные;
  • желтый — фиолетовый, синий, зеленый и промежуточные;
  • синий — оранжевый, красный, фиолетовый и промежуточные;
  • синий — оранжевый, желтый, зеленый и промежуточные;
  • красный — зеленый, желтый, оранжевый и промежуточные;
Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.45

  • красный — зеленый, синий, фиолетовый и промежуточные.

К сочетаниям родственно-контрастных цветов также можно отнести сочетания 3 цветов: одного основного и 2 промежуточных, расположенных от вершины по двум сторонам треугольника. По отношению к основному эти промежуточные цвета являются родственными. Это следующие триады цветов:

  • желтый, зеленый, оранжевый;
  • красный, оранжевый, фиолетовый;
  • синий, зеленый, фиолетовый.

Эти триады родственно-контрастных цветов входят как составные элементы в перечисленные 6 групп и могут называться лишь подгруппами (рис. 46).

Группы гармонических сочетаний взаимодополнительных цветов

Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.46

Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.47

Можно получить, проведя биссектрисы из всех углов треугольника. На концах биссектрис лежат цвета, взаимодополнительные к основным, расположенным в верщинах треугольника (рис. 47):

  • желтый —фиолетовый;
  • красный —зеленый;
  • синий —оранжевый.

Группы гармонических сочетаний нейтральных в отношении родства и контраста цветов

Это чистые основные цвета, лежащие в основе треугольника: желтый, красный, синий. Возможны следующие цветовые группы (рис. 48):

Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.48

  • желтый —красный;
  • желтый —синий;
  • красный —синий;
  • желтый —красный —синий.

Нейтральной в отношении родства и контраста колористическая гармония может быть лишь в том случае, если используются чистые цвета, "без примеси оттенков белого и черного.

Данная теория сочетаний цветов включает 19 возможных групп гармоний. Общее количество возможных гармонических цветовых сочетаний зависит от числа интервалов — т. е. количества промежуточных тонов, использования цветовых оттенков.

В завершение следует отметить 4 типа спектров цветов, участвующих в составлении цветовых гармоний (которые можно и расширить):

  • яркий спектр насыщенных цветов;
  • спектр разбелов, ярких цветов;
Движение цвета в пространстве (теория в. кандинского)

Рис.49

  • спектр ярких цветов, замутненных нейтральным серым;
  • спектр ярких цветов, замутненных черным.

Примечание. Противостоящие друг другу в модели контрастные цвета уравнивают друг друга сапой контрастности и при смешивании дают серый цвет, но у всех пар он будет отличаться от нейтрального, иметь разные оттенки с преобладанием того цветового тона, который был в валёрном отношении темнее (закон Еля: например, при смешении оранжевого с синим будет оттенок синего цвета, фиолетового с желтым — фиолетовый (рис. 49).



См.также:
Предыдущая статьяТеория гармонических сочетаний по системе в. козлова
В основе цветового круга из 24 цветовых секторов лежат 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Между ними существуют промежуточные цвета, которые мы воспринимаем как результат смешения основных цветов спектра (рис. 22). Примечание...


Следующая статьяЦветовая система м. матюшина
Закономерность изменяемости цветовых сочетаний Если цветовые системы Оствальда и его последователей основаны на систематизации цветов, математически вычисленных на цветовом круге, сочетания цветов получались механическим путем, то точкой отсчета в художественной науке о цвете Матюшина является закон контраста взаимодополнительных цветов, основанный на наблюдении...


© 2008 ColorHome.RU - цвет в интерьере. Все о выборе цвета, что означают цвета, как цвет влияет на настроение.