Цвет в декоративной композиции

301 Moved Permanently

Moved Permanently

The document has moved here.

Теория гармонических сочетаний по системе в. козлова

В основе цветового круга из 24 цветовых секторов лежат 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Между ними существуют промежуточные цвета, которые мы воспринимаем как результат смешения основных цветов спектра (рис. 22).

Примечание. Часть ученых, занимающихся теорией цвета, строит цветовой круг на основе 4 цветов, мотивируя это тем, что смесь синего и желтого цветов не дает чистого зеленого цвета, поэтому зеленый они выводят в группу основных цветов спектра.

Пример создания однотоновых гармоний

Основу гармонических сочетаний цветов составляет один цветовой тон, который присутствует в каждом из них и придает им спокойный, уравновешенный характер.

Пример создания цветовых гармоний родственных цветов (рис. 23)

Теория гармонических сочетаний по системе в. козлова

Рис.22-23

К родственным в цветовом круге относят все промежуточные, между двумя основными, цвета, включая только один из их образующих. Они подразделяются на 4 группы: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные, сине-зеленые.

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов, получается сравнительно сдержанная спокойная гамма, особенно когда нет активных светлотных противопоставлений.

Рассмотрим пример грамотного создания гармонии родственных цветов: допустим нужно сгармонировать три родственных цвета:

  • чистый желтый,
  • оранжевый,
  • оранжево-красный.

Количество желтого и оранжевого в каждом цвете различно и чтобы достичь гармонии указанных цветов, необходимо их уравновесить следующим образом:

  • разбелить чистый желтый, уменьшая в нем количество желтого;
  • оранжевый разбелить в меньшей степени, уменьшая

количество желтого и красного одновременно;

  • оранжево-красный оставить неизменным.

Пример создания гармоний родственно-контрастных цветов

Это самый обширный вид цветовых сочетаний, дающих значительное количество оттенков. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в двух смежных четвертях, это:

  • теплые: желто-красные и желто-зеленые (рис. 24);
  • холодные: сине-зеленые и сине-красные (рис. 25);
  • теплые: желто-зеленые и холодные: сине-зеленые (смешанная гармония — рис. 26);
  • теплые; желто-красные и холодные: сине-красные (смешанная гармония — рис. 27).
Теория гармонических сочетаний по системе в. козлова

Рис.24-27

Проанализируем суть гармонии родственно-контрастных цветов.

Теория гармонических сочетаний по системе в. козлова

Рис.28-30

Рассмотрим первую из них — желто-красную и желто-зеленую: с одной стороны, они несут признак родственности, поскольку имеется общий желтый цвет, одновременно в жепто-красных цветах присутствует чистый красный, а в желто-зеленых — чистый зеленый, контрастный и дополнительный к красному, то есть они несут признак контрастности (за счет желтого цвета роднятся, а благодаря наличию красного и зеленого контрастируют).

Не все сочетания родственно-контрастных цветов одинаково гармоничны, более гармоничны цвета, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Между такими парами существует двойная связь, они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов. Это желто-зеленый и оранжево-желтый, оранжево-красный и пурпурно-красный.

Рассмотрим сочетание желто-зеленого цвета из главного третьего круга и оранжевого из первого затемненного круга: оранжевый затемненный содержит меньше чистого желтого цвета по сравнению с желто-зеленым из главного круга. Чтобы создать гармоничное равновесие в сочетаемых цветах, нужно желто-зеленый разбелить, тогда уменьшится количество и желтого, и зеленого тона, одновременно. При этом светлотность цвета увеличится, если же это нежелательно, то к высветленному необходимо добавить такое же количество черного (рис. 28).

Возможные варианты получения гармоний родственно-контрастных цветов, при которых два таких цвета можно обогатить добавлением ахроматического цвета или цветом теневого ряда:

  • два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов (рис. 29);
  • два чистых родственно-контрастных цвета дополняются цветами из обоих теневых рядов (рис. 30);
  • один цвет — чистый, остальные — из теневых рядов родственно-контрастных цветов, при этом чистый окружается цветами теневого ряда данного цвета, а остальные берутся из теневого ряда другого круга и располагаются в некотором отдалении друг от друга;
  • все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные.

В случае, когда из множества оттенков гармонии родственно-контрастных цветов нужно взять лишь ограниченное количество, при их выборе можно пользоваться моделями геометрических фигур.

Создание цветовых гармоний родственно-контрастных цветов с помощью моделей геометрических фигур

Можно получать цветовые гармонии, вписывая в цветовой круг геометрические фигуры: различные треугольники, прямоугольники, например равносторонний треугольник, у которого одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру. В вершине, противостоящей этой стороне, находится цвет, взаимодополнительный тому главному, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов. В цветовом круге четыре таких равносторонних треугольника (рис. 31).

Можно вписать прямоугольный треугольник: его стороны, дающие прямой угол, параллельны диаметрам: вертикальному и горизонтальному. Тогда гипотенуза соединяет пару взаимодополнительных цветов, а цвет в прямом углу будет родственно-контрастным по отношению к этой паре. В круге также четыре таких треугольника. Например, гармония желто-зеленого, оранжево-желтого и сине-фиолетового. В ней гипотенуза соединяет пару контрастных цветов: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, — а цвет желто-зеленый, находящийся в прямом углу треугольника, будет родственно-контрастным паре этих цветов (рис. 32).

Теория гармонических сочетаний по системе в. козлова

Рис.31

Теория гармонических сочетаний по системе в. козлова

Рис.32

Теория гармонических сочетаний по системе в. козлова

Рис.33

Вписываем четырехугольник, стороны которого параллельны диаметрам круга. Это могут быть прямоугольник и квадрат. Стороны прямоугольников в этом случае связывают двумя родственно-контрастными цветами, а по диагоналям располагаются взаимодополнительные цвета. Рассмотрим гармонию желто-зеленого, сине-фиолетового, пурпурного и оранжево-желтого цветов. В данной гармонии каждая из сторон прямоугольника связывает по четыре паре родственно-контрастных цветов. Это желто-зеленый и желто-оранжевый, желто-оранжевый и пурпурный, пурпурный и сине-фиолетовый, сине-фиолетовый и желто-зеленый. По диагоналям прямоугольника располагаются взаимодополнительные цвета: желто-оранжевый и сине-фиолетовый, желто-зеленый и пурпурный (рис. 33).

Гармонические сочетания взаимодополнительных цветов

Для построения этого вида сочетаний необходимо, взяв исходный цвет, по цветовому кругу определить соответствующий ему взаимодополнительный. Третий цвет может быть определен из теневого ряда любого из этих цветов. Например: желтый и фиолетовый плюс третий цвет, может быть, затемненный желтый или фиолетовый.



См.также:
Предыдущая статьяТеории гармонических цветовых сочетаний
С возникновением системы цветового круга стали появляться различные теории гармонических сочетаний цветов. 1. Теория Рудольфа Адамса В 1865 году Р. Адаме изобрел хроматический спектр, состоящий из круга с 24 секторами, и 6 его степеней светлоты. 2. Теория Альберта Менселла А. Менселл определил 3 типа гармонических сочетаний: Рис...


Следующая статьяДвижение цвета в пространстве (теория в. кандинского)
При построении цветовых гармоний необходимо помнить, что каждый конкретный цвет на изобразительной плоскости всегда вступает во взаимодействие с окружающими его цветами и оказывает на них определенное влияние; и в то же время каждый цвет самостоятелен сам по себе и имеет свой тип движения на плоскости. Здесь необходимо обратиться к монографии В...


© 2008 ColorHome.RU - цвет в интерьере. Все о выборе цвета, что означают цвета, как цвет влияет на настроение.