Цвет в декоративной композиции

301 Moved Permanently

Moved Permanently

The document has moved here.

Теории гармонических цветовых сочетаний

С возникновением системы цветового круга стали появляться различные теории гармонических сочетаний цветов.

1. Теория Рудольфа Адамса

В 1865 году Р. Адаме изобрел хроматический спектр, состоящий из круга с 24 секторами, и 6 его степеней светлоты.

2. Теория Альберта Менселла

А. Менселл определил 3 типа гармонических сочетаний:

Теории гармонических цветовых сочетаний

Рис. 14

  • однотонные гармонии основаны на одном цветовом тоне разной светлоты (например, красный, из основного 8-частного цветового круга, разбеленный красный и красный из затемненного цветового круга);
  • гармонии родственных цветов цветового круга — красный и оранжевый (рис. 14);
  • гармонии взаимодополнительных цветов (желтый и фиолетовый, оранжевый и синий — рис. 15).

Многие теоретики цвета старались выводить свои теории и системы на базе каких-либо моделей. Менселл изобрел цветовое тело, на основе которого он составил цветовой атлас из десяти таблиц.

3. Классификация цветовых гармоний, разработанная немецким физиологом Брюкке:

Теории гармонических цветовых сочетаний

Рис. 15-17

  • изохромия —композиция, выполненная в одном цветовом пятне, тоне (например, на базе красного цвета —рис. 16);
  • хомеохромия — композиция в пределах малого цветового интервала (например, желтый, оранжевый и желто-оранжевый — рис. 17);
Теории гармонических цветовых сочетаний

Рис. 18-19

  • мерохромия —композиция, где цвета подчинены одному главному (допустим, красному, тогда это будут оранжевый, пурпурный и фиолетовый — рис. 18);
  • пойкилохромия — метод полного дробления цветовых масс, большое разнообразие цвета, где нет главного и все цвета одинаково значимы (рис. 19). Для пользования такой гармонией нужен опыт.

4. Теория Бецольда

Теории гармонических цветовых сочетаний

Рис.20

Бецольд строил теории цветовых гармоний в пределах интервалов цветового круга (рис. 20). В 12-частном круге цвета отстоят

друг от друга на четыре тона, то есть между ними должен быть интервал в 3 тона.

5. Теория Б. В. Оствальда

Б. В. Оствальд считал, что все цвета, содержащие равную примесь белого или черного, — гармоничны, а из насыщенных гармоничны те, что отстоят друт от друга через равное количество интервалов.

6. Классификация цветовых гармоний по Б. М. Теплову:

  • однотонная, построенная на одном главном цвете или группе близко родственных цветов (желтый, оранжево-желтый, оранжевый — в них в разных количествах присутствует желтый цвет);
  • полярная, построенная на взаимодополнителъных цветах (красный с зеленым, оранжевый с синим);
  • трехцветная, построенная на противопоставлении 3 основных цветов (желтого, красного, синего);
  • многоцветная, в которой при большом разнообразии цветов нельзя выделить главное (сложна в применении).

7. Теория В. М. Шугаева

Теория В. М. Шугаева базируется на исследованиях Менселла и Бецольда. Она основана на цветовом круге, который строится на 4 основных цветах — желтый, красный, синий, зеленый.

Автор предлагает 4 вида цветовых сочетаний:

  • сочетание родственных цветов (желтый, оранжево-желтый, оранжевый);
  • сочетание родственно-контрастных цветов (от желтого до фиолетового по спектру — рис. 21);
Теории гармонических цветовых сочетаний

Рис.21

  • сочетание контрастных (взаимодополнительных) цветов (синий — оранжевый, красный — зеленый);
  • сочетание нейтральных в отношении родства и контраста цветов: желтый, красный, синий (имеются ввиду чистые цвета, без разбелов и затемнений).

Шугаев выявил 120 возможных гармонических сочетаний для 16-частного круга при трех промежуточных цветах, т. е. трех интервалах между главными цветами. Он полагал, что гармонии можно получить, если:

  • в гармонируемых цветах присутствует равное количество главных цветов (например, желто-оранжевый и желто-зеленый);
  • цвета одинаковы по светлоте (то есть в них присутствует равное количество белого или черного пигмента);
  • цвета одинаковы по насыщенности (это пары взаимодополнитёльных цветов, например, оранжевый — синий; они имеют одинаковую силу цвета относительно друг друга).


См.также:
Предыдущая статьяЦветовой круг как замкнутый спектр
Первым систематизировал цвета И. Ньютон, когда, пропуская солнечный луч через трехгранную призму, наблюдал образование спектральной полоски, состоящей из гаммы различных цветов. Замкнув ее, он получил круг из 7 цветов. На стыке красного с фиолетовым получается 8-й — пурпурный цвет (неспектральный)(рис. 13). Рис...


Следующая статьяТеория гармонических сочетаний по системе в. козлова
В основе цветового круга из 24 цветовых секторов лежат 4 основных цвета: желтый, красный, синий, зеленый. Между ними существуют промежуточные цвета, которые мы воспринимаем как результат смешения основных цветов спектра (рис. 22). Примечание...


© 2008 ColorHome.RU - цвет в интерьере. Все о выборе цвета, что означают цвета, как цвет влияет на настроение.